Предыдущая Следующая
Характер бонсаи. Деревья в зрелом возрасте обычно имеют красивую пыш-
ную крону, состоящую из тонкой сети побегов. Особенно отчетливо эта кра-
сота видна в силуэте листопадного дерева, находящегося в безлистном сос-
тоянии. Чем большее количество раз приходится сокращать новый прирост в
очередной сезон, тем быстрее и с большим успехом будет развиваться сеть
ветвей, столь необходимых для зрелого бонсаи. Незаполненные участки тоже
представляют определенную значимость - они призваны нарушить однообраз-
ную тяжеловесность более молодой массы листьев.
Существует немало типов деревьев, символизирующих чрезвычайно древний
возраст, словно не один век бросающих вызов стихиям. Линии такого дерева
почти лишены какой-либо плавности, напротив, они корявы и угловаты. Кон-
чики ветвей могут быть обломаны, словно демонстрируя упорство дерева,
продолжающего расти наперекор бушующим стихиям. Если художник бонсаи за-
думает умышленно создать обломанную ветвь, острие ее кончика должно быть
направлено вверх над оставшейся листвой. Достигается это путем снятия
коры с вершины ствола дерева. Эта часть дерева отмирает, затем ее обра-
батывают таким образом, чтобы получилось как бы естественное острие. В
японском языке оно даже имеет специальное название - "джин". Таким же
способом обрабатывают и ветви, отмершие естественным путем. Дерево с по-
гибшими ветвями или отмерший частью ствола всегда внушает благоговейный
трепет, точь-в-точь как дерево-исполин в природе. Расщепленные стволы и
трещины невольно вызывают ощущение вечности. Бонсаи, выращиваемые в сти-
ле "Дерево, согнутое ветром", часто передают ощущение разрушительного
действия времени.
Отмершую естественным путем или освобожденную от коры часть, можно
покрыть известью - она придает дереву серебристый оттенок. Смесь готовят
в следующей пропорции: около 55 г негашеной извести на 0,5 л воды, затем
112 г порошковой серы на такое же количество воды. Соединенные вместе
эти две смеси кипятят в течение часа. Полученный состав наносят на мерт-
вые ткани дерева каждые шесть месяцев, предварительно тщательно промыв
древесину.
Каждый согласится с тем, что трудно, почти невозможно подделать ес-
тественное воздействие времени, однако рекомендованные нами способы до-
бавят бонсаи бесценные годы. Чрезвычайно полезно изучать фотографии раз-
личных бонсаи, следить за достижениями в этой области других энтузиас-
тов. И хотя чьи-то значительно большие успехи в этой области могут пос-
лужить причиной недовольства собой, все же они должны быть положительным
стимулом, а не повергать в уныние.
Успех обязательно придет, если в полной мере использовать наблюдения,
эксперимент и импровизацию. Несмотря на временные неудачи и разочарова-
ния, преданность культуре бонсаи рано или поздно принесет свои плоды.
ЛАНДШАФТЫ НА ПОДНОСАХ И "РОЩИЦЫ"
ЛАНДШАФТЫ НА ПОДНОСАХ
В японском языке есть специальное слово, обозначающее ландшафты на
подносах. Что касается правил, то они (как и все связанное с бонсаи в
Японии) имеют довольно жесткий характер. Каждый, поставивший перед собой
задачу сделать еще один шаг в миниатюрный мир природы с увлечением
возьмется за создание пленительных микроландшафтов. Лесные поляны, кру-
тые холмы, скалистые горы, даже морской берег - все это волей и мас-
терством художника бонсаи может быть воссоздано в миниатюре. Тем более
что все необходимые для этого материалы вполне доступны. Условно можно
выделить четыре компонента, имеющихся в естественном ландшафте. Это кам-
ни, земля, растения и вода. Собирание камней - уже само по себе интерес-
ное занятие, и, как уже говорилось выше, камни в большой степени спо-
собствуют приданию бонсаи окончательного колорита.
Почву, нужную для контейнера, мы подробно характеризовали в отдельной
главе. Маленькие растения можно вырастить из семян, черенков и отводков,
если нельзя приобрести миниатюрные деревья в питомнике. Постоянный поток
падающей воды обходится недешево, однако и его можно воссоздать с по-
мощью камней, гравия и песка. Предыдущая Следующая
|
|