...
история бонсай стили бонсай
растения для бонсай галерея бонсай
уход за бонсай термины
Предыдущая Следующая



ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Каждый прошедший день добавляет нечто новое к опыту и знаниям любите-
ля бонсаи. Исходя из пожеланий читателей (первое издание было быстро
распродано и получило массу отзывов), я решила внести в повторное изда-
ние ряд изменений и добавлений. Так, глава по выбору бонсаи была допол-
нена новыми черно-белыми и цветными фотографиями. Несколько расширена
глава о стилях бонсаи. В последнюю главу был включен материал о выращи-
вании "рощиц".
Помимо этого, личные наблюдения побудили меня внести изменения и до-
бавления там, где я считала это необходимым.
Пользуюсь случаем и с удовольствием отдаю дань благодарности г-ну
Авиншу Пастриха, который со свойственной ему любезностью предоставил в
мое распоряжение свой опыт фотографирования; г-ну Н. Н. Сети за помощь в
составлении макета и подготовке к набору и выпуску настоящей книги; г-ну
Джитендра Бери за его неустанный интерес и участие в моей книге. И, ко-
нечно же, я благодарю д-ра Хуссейна Тейбхоя за его поддержку, советы и
щедрое признание.

ЛЕЙЛА ДХАНДА
Нью-Дели
Август, 1984

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

То, как восприняли индийские почитатели бонсаи первое издание книги,
быстрый выход второго издания подтвердили ожидания и оценки, высказанные
мной в предисловии к первому изданию.
В повторное издание книги добавлены некоторые новые иллюстрации, зна-
чительно расширена глава о выборе бонсаи, включена глава о выращивании
"рощиц". Все это еще в большей степени повышает ценность книги как для
начинающих, так и для более опытных, и, я уверен в этом, она займет свое
достойное место на книжных полках приверженцев бонсаи в Индии.
Попутно позволю себе все же высказать несколько педантичных придирок
относительно ссылки на бонсаи как на японское искусство. Для точности:
бонсаи (от начального "пан-сан" или "пан-чинг") зародилось в Китае
где-то в 200 г. до н. э.-400 г. н. э. Но подобно тому, как каждый амери-
канец независимо от того, откуда он происходит (из Европы или из Афри-
ки), ощущает себя представителем Нового Света, так и бонсаи справедливо
считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, ис-
кусство бонсаи росло, развивалось, пережило свое становление и с тех пор
широко распространилось в мире.

ХУССЕЙН ТЕЙБХОЙ
Нью-Дели, август 1984

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Благородному искусству бонсаи потребовалось не одно столетие, чтобы
проделать свой путь к нам из Японии. Еще двадцать лет назад отважных
приверженцев, на ощупь пробиравшихся к постижению бонсаи, были единицы;
а те кто взирал на их шедевры и вежливо произносил слова удивления и
восхищения, похоже, делали это, главным образом, испытывая трепет перед
чем-то таинственным, сверхъестественным, рожденным, возможно, из некоего
загадочного обряда.
Теперь картина изменилась. Культура бонсаи снискала признание все
возрастающего числа любителей (а теперь уже и профессионалов) в нашей
стране. И тем не менее до сего времени большая часть справочной литера-
туры, необходимой для развития начальных навыков, написана за рубежом и
рассматривает флору, климатические и погодные условия весьма отличные от
тех, что характерны для Индии. Вследствие этого возникла настоятельная
потребность в подобных работах по бонсаи для нашего читателя с учетом
региональных особенностей Индии. К счастью, такая книга написана - вот
она перед вами... ясная, доходчивая, высокоинформативная, и автор ее в
особых рекомендациях не нуждается, ибо д-ру Лейле Дханда принадлежат все
наши высшие достижения в бонсаи. Пионер а этой области, она сочтет эру-
дицию садовода с врожденным безошибочным чутьем художника, который свои
знания и умения вынес из собственной многолетней практики и тщательно
проводимых экспериментов. Для начинающих эта книга - просто подарок, но
и более искушенные читатели найдут в ней для себя много полезного и ин-
тересного.
Не лишним будет сказать несколько слов для ободрения и поддержки на-
чинающих. Книги могут нести информацию, толковать научные истины, объяс-
нять те или иные приемы и средства. Искусство должно исходить изнутри, и
так оно будет, если к нему присовокупить терпение, настойчивость и упое-
ние красотой деревьев в мириаде образов и форм. В человеке тогда рожда-
ется подлинный мастер бонсаи, когда он не мыслит себе пройти мимо дере-
ва, растущего вдоль дороги, чтобы не окинуть его оценивающим взглядом,
желая придать ему более естественную и радующую глаз форму. (Приходится
только удивляться тому, сколь нескладным и малоестественными выглядят
временами творения природы!) Для достижения успеха в выведении любого
вида бонсаи необходимы также терпение и настойчивость. Как и Рим, бонсаи
не в один день строился. К тому же в отличии от других произведений ис-
кусства, бонсаи никогда не принимает абсолютно законченные формы, кото-
рые можно было бы повесить на стену или возвести на постамент и на этом
успокоиться. В отличие от красок художника, камня ваятеля исходный мате-
риал бонсаи - живой организм, он дышит, растет, постоянно изменяется,
чувствует, у него есть своя душа и своя воля. И волю эту необходимо по-
нять, не грубо сломить, но с любовью быть ее проводником, привести ее к
гармоническому тождеству с волей и желанием самого художника. Но бывает
и так, что дерево является проводником художника. Их диалог никогда не
кончается. Много радостных эмоций несут в себе эти тончайшие изменения,
которые с годами происходят в самом бонсаи и в том, как художник видит
его.
Те, кому посчастливилось видеть роскошную коллекцию д-ра Дханды, не
могли не признать, что культура бонсаи - это нечто большее, чем просто
раздел садоводства. Бонсаи - это нечто большее, чем ассортимент расте-
ний, которым придана миниатюрная форма и чей тоненький стебель воткнут в
неглубокий контейнер, а возраст на многие века превышает возраст садов-
ников.


Предыдущая Следующая


дизайн сайта: 2000© Peacekeeper

...